2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
АУТИЗМ: ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ И ЗАБЫТЬ ВЕРНУТЬСЯ
В каком возрасте возникает аутизм? Как проявляется заболевание? Излечимо ли оно? ...
Детский аутизм — погружение ребенка во внутренний мир. У таких деток нарушено социальное взаимодействие, они не реагируют на вербальные (словесные) и невербальные раздражители, сами мало говорят, а их речь монотонна и однообразна. Диагноз ставится, как правило, в 4-5 лет. Но чем раньше обнаружено заболевание, тем эффективнее лечение и более успешна коррекционная работа.
Симптомы аутизма до 6 месяцев:
- отсутствие контакта с матерью и окружающими (равнодушие к голосам и лицам, скользящий взгляд);
- чрезмерная заторможенность или беспорядочная двигательная активность;
- застывший взгляд, безразличие к звукам;
- расстройства мышечного тонуса (гипертония, но чаще гипотония, не связанная с
очевидным неврологическим недугом); - психомоторные нарушения (малыш не делает встречное движение, когда его собираются взять на руки, не принимает удобную позу на руках у взрослого);
- косоглазие;
- проблемы с питанием и сном (бессонницы сопровождаются двигательной активностью или кроха просто лежит с широко открытыми глазами);
- ребенок не гулит, не улыбается при виде человеческого лица (именно улыбка, которая обычно появляется в 2-3 месяца, говорит о способности общаться);
Симптомы аутизма от 6 месяцев до 1 года:
- фиксация взгляда на светящихся, крутящихся предметах, шевеление пальцами
перед глазами и т. п.; - повышенный интерес к необычным вещам;
- отсутствие тревоги при виде постороннего человека и во время разлуки с ухаживающими;
Симптомы аутизма до 2 лет:
- неразвитость совместного внимания (в норме возникает в 9-14 месяцев: малыш, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом или указательным жестом привлечь к нему внимание другого человека);
- отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы имели другое свойство (аутичные дети манипулируют ими, не интересуясь назначением);
- аномалия походки (нет опоры на всю стопу);
- эпизоды аутоагрессии (злится на самого себя);
- появление различных фобий (страхов).
Психотерапия при аутизме
Поведенческая терапия помогает больному освоить определенные способы поведения и адекватно решать задачи. Программа ТЕАССН (комплекс особых методик) используется в течение всей жизни аутичного человека; она учит, как организовать его пространство и время, создать комфортные условия. Эмоционально-уровневая терапия во главу угла ставит компенсаторные формы защиты при аутизме.
При групповой терапии аутичные дети обучаются вместе со здоровыми. Это помогает больным ребятам догонять сверстников в развитии ,слиться с обществом.
Холдинг-терапия (от англ. hold — держать) предусматривает почти насильственное удержание матерью ребенка на руках: отсутствие связи с близкими считается центральным нарушением при аутизме.
Телесно-ориентированная терапия помогает осознать свое тело и научиться управлять им. Используются также различные виды эстетопсихотерапии (музыкальная, танцевальная, креативная,театральная, музейная, арт-терапия, лечение с помощью животных, эвритмия).
Метод облегченной коммуникации заключается в том, что ребята выражают свои мысли, внутренние переживания, печатая на компьютере: сначала с помощником, поддерживающим руку, затем запоминают расположение букв на клавиатуре и делают это сами. Для развития мелкой и крупной моторики применяют физиотерапию, ЛФК, массаж.
МАЛЫШУ, БОЛЬНОМУ АУТИЗМОМ, НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ.
Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому, воспитывая такого ребёнка, необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
• Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя некомфортно.
• Позвольте маленькому человеку самому составить расписание прогулок, кормлений, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении.
• Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Большинство детей-аутов не помнят того, что про изошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.
• Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.
• Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У таких детей повышается самооценка, если каждое новое задание будет сначала пройдено вместе с ними.
• Отдайте ребёнка в детское учреждение, на ранних этапах развития в коррекционные центры, ему необходимо быть среди сверстников.
• Кроме того, никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.
Возможность понять, принять и помочь тем, кто беззащитен перед окружающим миром. Необыкновенные, ранимые, тонкие. Они часто закрываются даже от самых близких. Аутизм поддается коррекции, с ним можно быть самостоятельным. Но для преодоления нужны любовь, терпение и грамотный подход.