ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-педагогической и психологической службе
государственного учреждения образования «Бешенковичский государственный центр коррекционно-развиваюшего обучения и реабилитации»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение регулирует порядок создания и функционирований социально-педагогической и психологической службы (далее - СППС) учреждения образования «Бешенковичский государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее - ЦКРОиР).
2. В своей деятельности СППС ЦКРОиР руководствуется международными актами в области защиты прав детей. Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, настоящим положением о социально-педагогической и психологической службе.
3.Общее руководство деятельностью СППС ЦКРОиР осуществляет руководитель учреждения образования в соответствии с положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС ЦКРОИР
4. Целью деятельности СППС ЦКРОиР является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.
5. Основные задачи СППС ЦКРОиР:
- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;
- оказание психологической помощи обучающимся.
6. Принципы деятельности СППС ЦКРОиР:
- законность;
* уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
* добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи:
* доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
- конфиденциальность;
- научная обоснованность;
- профессионализм.
7. СППС ЦКРОиР в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
* содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
* изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье:
- выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
- информирование администрации учреждения образования, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;
* осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
- участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
- изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
- организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
* участие в разработке и реализации индивидуальных планов зашиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
* участие в разработке и реализации планов зашиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
* участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
* повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
* оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
* участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;
* участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
* изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;
* разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты и охраны детства.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС ЦКРОИР
8. Специалистами СППС ЦКРОиР являются педагог социальный и педагог-психолог.
Конкретные наименования и численность специалистов СППС ЦКРОиР определяются руководителем учреждения образования в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования.
9. Деятельность СППС ЦКРОиР осуществляется на основе плана работы СППС учреждения образования.
10. Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС ЦКРОиР в соответствии с планом воспитательной работы и зашиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и
индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатывается в установленном порядке учреждением образования, реализующим программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и утверждается его руководителем.
Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
11. Объем, формы, продолжительность социально-педагогической и психологической помощи определяются специалистами СППС ЦКРОиР с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
- Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.
- СППС ЦКРОиР оказывает социально-педагогическую помощь несовершеннолетним обучающимся с согласия и во взаимодействии с родителями или другими законными представителями обучающихся, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.
- Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708) и иными актами законодательства Республики Беларусь.
15. График работы специалистов СППС ЦКРОиР определяется с учетом особенностей учреждения образования и утверждается руководителем учреждения образования.
16. Документация СППС ЦКРОиР включает:
*план работы СППС ЦКРОиР на год;
*планы работы специалистов СППС ЦКРОиР на четверть (семестр, полугодие);
*аналитический отчет о работе СППС ЦКРОиР за год;
- графики работы специалистов СППС ЦКРОиР;
- социально-педагогическую характеристику учреждения образования;
* материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);
*отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
*журнал учета консультаций участников образовательного процесса.
- СППС ЦКРОиР работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.
- Деятельность СППС ЦКРОиР по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическими центрами.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СППС ЦКРОИР
19. СППС ЦКРОиР в пределах своей компетенции имеет право:
*определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
* направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
- посещать занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, семьи обучающихся с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;
- вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, в установленном порядке в комитеты и управления (отделы) образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, органы внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, защиты и охраны детства;
* обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся.
20. Специалисты СППС ЦКРОиР обязаны:
* рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
*совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
*вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности.